Когда водитель
засыпает за рулём это часто заканчивается гибелью его самого, пассажиров, а
также окружающих. Время от времени в СМИ встречаются сведения о разработках
медикаментозных либо электронных средств, которые не позволяют уснуть либо
будят водителя, но они сомнительны с точки зрения эффективности, либо вообще приводят
к авариям. Тем не менее, польза от некоторых из этих разработок есть, поскольку
они выявляли признаки того, что водитель заснул, либо потерял сознание: сомкнутые
веки, ослабевшие руки, поникшая голова и т.д. Это наиболее ценная информация
для автопроизводителей, поскольку аппаратно-программное обеспечение не
представляет особой сложности – оно де-факто уже разработано и входит в состав
систем управления беспилотными автомобилями.
Особенность
беспилотных автомобилей и электромобилей в том, что еще довольно нескоро они
станут по-настоящему массовой продукцией, но в то же время для них разработаны
уникальные системы, которые можно использовать в пилотируемых машинах. Как считает справочник "Компоненты и решения для создания роботов и робототехнических систем" ("Кто есть кто в робототехнике"), одна из разработанных для беспилотников систем и пригодна для предотвращения трагических исходов в случае потери
управления шофёром. От этой системы требуется относительно немного: едва
бортовой компьютер определит, что человек не управляет машиной, то компьютер
берёт управление на себя. Плавно снижается скорость, включаются сигналы
поворота и машина сама аккуратно припарковывается на обочине шоссе или у
бордюра улицы. Причем стоимость компонентов такой системы невелика, поскольку
они довольно примитивны и находятся на уровне разработок двадцатилетней
давности. Так что встроить её в свои автомобили в состоянии любой автозавод. Приведём
пример такой разработки.
В марте
2004 г. из Барстоу (шт. Калифорния) в Лас-Вегас (шт. Невада) в 340-километровый
путь отправились несколько машин, принявших участие в 10-часовых автомобильных
гонках по бездорожью под названием «Большой вызов». При этом в машинах не было
водителей: им пришлось самостоятельно прокладывать путь и справляться с
препятствиями. Единственное, чем могли помочь люди — за 2 часа до старта
сообщить 1000 определяемых с помощью GPS точек-ориентиров. Управление возлагалось
на компьютеры, системы электронных карт, сенсоров и аналитики. Участие в проекте
приняла корпорация Intel, наряду с Boeing, Seagate, Университетом им. Карнегги
Меллона. В составе Университета им. Карнеги Меллона есть Институт
робототехники, где идут исследования в области автономных движущихся средств,
вылившиеся, в частности, в создание марсоходов. Но всё это были «штучные»
разработки, а на повестке дня стояло создание робота-шофёра для повседневной
жизни. Таким образом, в автопробег была заявлена разработанная в университете
машина «Песчаная буря» (Sandstorm), созданная на основе внедорожника Нummer, из
которого убрали крышу и сиденья, установив алюминиевый ящик полутораметровой
длины, внутри которого, изолировав от внешних воздействий, разместили компьютер.
Одна из
самых сложных проблем в автогонках — преодоление препятствий. Система GPS может
держать автомобиль на курсе с точностью до метра, но она не способна
предупредить его о ямах и камнях, к тому же боится песчаных вихрей. Поэтому
«Песчаную бурю» оснастили лазерными радарами, передающими данные в компьютер,
куда с двух видеокамер поступает и стереоизображение. Быстродействие компьютера
должно быть достаточным, чтобы на высокой скорости автомобиля успеть дать
команду на преодоление препятствия — обогнуть или притормозить. Бортовой
компьютер — на базе четырёх процессоров Itanium 2, архитектура которого
способствует выполнению алгоритмов, необходимых для обсчета различных вариантов
маршрута, где много кольцевых вычислений и операций с плавающей запятой;
обрабатывая информацию от сенсоров, он прокладывает маршрут и управляет всеми
движениями автомобиля. Система использует ПО, оптимизированное с помощью Intel
Vtune Performance Analyzer. Кроме того, на автомобиле установлены четыре
вычислителя, каждый с двумя процессорами Хеоn, на которых работают приложения
доступа к картам и другой информации, контроля состояния автомобиля и
управления им.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.