Подводный
добычной комплекс, установленный на газовом месторождении Ормен Ланге,
расположен на глубине 1000 метров под волнами Норвежского моря.
Ранее наиболее
крупным месторождением газа на норвежском континентальном шельфе, с которым
имела дело «СтатойлГидро», было месторождение Тролль. Но освоение Ормен Ланге -
гораздо более сложная задача. Месторождение расположено в 120 километрах от
берега, и для его разработки применена концепция «со дна моря - на
берег». Газ доставляется по подводному трубопроводу на береговой завод по
подготовке газа в районе Нихамна в центральной части Норвегии.
Трубопровод
взбирается под углом 30-35 градусов вверх по склону, образовавшемуся в
результате оползня Стурегга и расположенному в 20 км от месторождения и в 100
км от Нихамна. Работа инженеров усложнялась еще и тем, что изрезанное дно моря
покрыто выступами из твердой глины и камней, достигающими высоты 40-60 метров.
Чтобы
обеспечить надежную укладку труб на морском дне, тщательно проработали
оптимальную трассу в условиях этого сложного ландшафта. Дистанционно управляемые
подводные аппараты составили детальную карту морского дна, к тому же на
поверхности дна была установлена сеть акустических передатчиков. Это позволило
уложить огромное количество камней на дно моря на глубине сотен метров с
точностью до нескольких сантиметров, чтобы обеспечить надежную опору для труб и
избежать провисания трубопровода в районе очень сильных морских течений.
Однако
природа подготовила новые испытания. Температура воды у дна моря держится на
уровне минус 1,2 градуса Цельсия, и это заставило разработать крупную
антифризную систему. Два специальных трубопровода доставляют жидкость на
гликолевой основе к устью скважины, где она соединяется со скважинной
продукцией, состоящей из смеси газа, конденсата и воды. Такое техническое решение
позволяет предотвратить образование гидратов в трубопроводе при транспортировке
скважинной продукции со дна моря на берег.
Глубоководные
инженерные работы. Единственный способ, который мог обеспечить доставку газа с
Ормен Ланге европейским потребителям, - это отважиться на использование
совершенно новых технологий. Таких, например, как применение концепции
швейцарской машины для вырубки леса в качестве глубоководного экскаватора.
Глубоководный
экскаватор Nexans Spider ползёт по крутому склону на дне Норвежского моря на
четырех гусеницах. Каждая из его гусениц и рабочие органы дистанционно
управляется с суши, и его задачи - вырыть траншеи на дне моря, избавиться от
глинистых выступов и подготовить трассу для трубопровода. Этот экскаватор был
специально спроектирован для проекта Ормен Ланге.
В ковш
экскаватора вмонтированы насадки, закачивающие в грунт воду под большим
давлением. Таким образом, машина способна разрушать глину, а затем перемещать и
сбрасывать ее. Компания Nexans разработала трехмерную виртуальную модель
морского дна и самих экскаваторов, что позволило операторам на суше с большой
точностью управлять этими машинами, которым пришлось работать на большой
глубине в мутной воде с почти нулевой видимостью.
Три робота
похожей конструкции, также дистанционно управляемые с суши, укладывали в
траншеи трубопроводы для подачи антифриза и шлангокабели.
Добыча на
месторождении осуществляется с помощью двух подводных донных плит, каждая из
которых имеет 8 скважинных колодцев, соединенных через концевой терминал с
двумя 30-дюймовыми трубопроводами, которые доставляют газ на берег для
последующей подготовки.
Heeremas
Thialf - мощный плавучий кран - опустил подводные установки на дно моря после
того, как компания FMS Technology и ее субподрядчик Grenland Offshore провели
их испытания. Затем были выполнены операции по объединению этих установок в
единый добычной комплекс на глубине 850 метров. Плавучая буровая установка West
Navigator выполнила бурение скважин на месторождении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.